Тема "Криминального чтива" - отнюдь не рядовой конфликт бандитских группировок, а извечное библейское противостояние Добра и Зла. Игорь Рябов о культовом фильме 90-х. Возвращение Марселлусу Уоллесу похищенной души - основная сюжетная линия "Криминального чтива", от которой Тарантино старательно отвлекает разными твистами. "И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я - Господь, когда совершу над ними Мое мщение..." "Иезекииль твэнти-файв, чаптэ сэвентин". В чем успех "Криминального чтива"? Тарантино предлагает зрителю взять Библию, книгу пророка Иезекииля. И выяснится - в популярном фильме главное не приколы, а богословский подтекст. Что носили Джулс и Винсент в кейсе с шифром 666? Что светилось завораживающим золотым светом? Почему же все-таки пролетели мимо эти блядские пули? Уже скоро пять лет, как во всех странах штампуются разной степени паршивости римейки а-ля Тарантино. Фильм оценили все - синефилы, снобы, пошляки, братки, критики, коллеги-режиссеры - не оценил только ленивый и Никита Михалков, которому из-за "Чтива" не дали пальмовую ветвь Канн. Шуточки, вошедшие в учебник по сценарному искусству, фирменный ракурс камеры Анджея Секулы, дешевые интрижки актеров второго плана Траволты и Турман. Критики восторгаются реминисценциями на киноклассику. Буч говорит "Чопер", слышится Хоппер. Света Богданова, одна из любимых писательниц Вячеслава Курицына, заинтриговала меня ветхозаветным подтекстом "Криминального чтива" и убедила, что фильм - о библейском конфликте между Добром и Злом. Сложно сказать, пытается ли Тарантино предложить собственную версию исхода этой борьбы. Во всяком случае, он ее виртуозно изображает. Конечно, любое талантливое произведение можно интерпретировать, как фантазия подскажет. Но в данном случае подсказывает и Тарантино. Однажды он проговорился: "В том кейсе была душа Марселлуса Уоллеса". Ничего себе "биг мен". Из первого же ракурса Уоллеса зритель узнает, что у черного босса шея запечатана пластырем. Вот откуда из него вынули душу. Возвращение Уоллесу похищенной души - основная сюжетная линия, от которой Тарантино старательно отвлекает разными твистами. Но главная загадка - кто именно вынул душу из Уоллеса. Похищение души - излюбленное развлечение колдунов древнего мира. Душу похищали с единственной целью - убить человека. Марселлус - глава мафии. Его власть дорого стоит. Нет ничего удивительного в том, что на его власть кто-то покушается. Там есть какая-то смутная история с Тонни Рокахорро, которого Уоллес за что-то выкинул из окна. Он то ли делал массаж ступни жене "биг мена", то ли не делал... История темная. Да, и другая любопытная деталь: Брэд, который Уоллеса хотел "трахнуть как суку", ел некий бигкахунабургер. Большой Кахуна - гавайское божество. Как всякий языческий божок, он не слишком нравится христианскому Богу. Всех, кто поклоняется божкам. Господь испытывает наказаниями яростными. В Лос-Анджелесе все перевернуто с ног на голову. Тамошний Иисус торгует героином. Зовут его Лэнс. У Лэнса есть Книга - медицинский справочник, с помощью которого он выручит Миу Уоллес. Его жена Джоди - пародия на Марию Магдалину. Та была просто похотлива, а у этой есть еще одна страсть - пирсинг. "А зачем на клиторе?" - "Для секса". Джоди не остается в стороне, когда Лэнс спасает Миу от передозировки, она приносит Винсенту black magic marker - волшебную палочку. О чем отрывок из книги пророка Иезекииля, который выборочно цитирует Джулс? Господь прогневался на филистимлян за их язычество и беспримерную гордыню и решил наказать их. Сыны Аммоновы мстили дому Иудину. Эту месть Господь объявил тяжким грехом. "Я простру руку на филистимлян и истреблю критян, и уничтожу остаток их на берегу моря". Господу нужны язычники. Ему нужны либо верующие... В "Криминальном чтиве" главный истребитель филистимлян, тем не менее, не Джулс, а Буч. Причем убивает он вынужденно и уж точно не всех подряд. Потому что Господу нужны и ...либо неверующие - те, кто сознательно не с Господом Богом, а с господином С. Зло нужно для того, чтобы было чем заняться Добру. Между прочим, умница Богданова усмотрела в фильме Джима Джармуша "Мертвец" пародию на "Криминальное чтиво". и Действительно, там тоже есть сцена с цитированием той же части Библии - старухой, которую играет Игги Поп. Три бродяги обзывают друг друга филистимлянами, что означает для них "плохой человек". А мертвец-Депп идет в Никуда, убивая всех на своем пути. Его сопровождает индеец по имени Эксебичи-Никто. Буча, как и Мертвеца, тоже будто кто-то ведет. Первая жертва - противник в "Битве титанов" на боксерском ринге Уилсон. Уилсон вступил в сделку с Уоллесом. Он куплен. У него нет заповедей. Вторая жертва - Винсент Вега. Этому парню надо было просто поверить в то, что Бог спустился с небес и остановил пули. Джулс использовал весь свой дар убеждения, чтобы направить Винсента на путь истенный. Кто-то взывал к нему устами Мии Уоллес. "Catch up!" - "Догоняй!". Мистер Вулф, явно посвященный в курс дела, говорил Веге: "Не отставай". В сцене мытья холодной водой у Джулся виден висящий на шее настоящий крестик. А у Веги - майка с издевательской надписью "Святой крест", а под ним банан. Мистер Вулф тут тоже не просто так. У него есть мечта и женщина. У мифического трехглавого монстра (а кладбище автомобилей-то принадлежит некому Монстру Джо!), символизирующего благоразумие, одна из голов - волчья. Уж мистера-то Вулфа Вега должен был слушать. Но он только перечил. Потому судьба проигнорировала его. Третья и четвертая жертвы Буча Кулиджа - извращенцы из старьевщицкой лавки. Бородач и Гими, содомитские существа, одно из которых - резиновое - являет собой воплощение гермафродита. Их Буч убивает, чтобы сохранить особо ценимую добродетель - достоинство, злая тень которого - гордыня - погубила филистимлян. Именно там, в лавке, Кулидж и Уоллес попадают в ситуацию пата. "Со мной далеко не все в порядке", - говорит Уоллес. Он пострадал не от врага, а от того, для кого нет заповедей. Выбирая жертву из двух случайно залетевших "мух", они играют в считалочку. Даже в такой мелочи они полагаются на фатум. А Уоллеса они трахнули потому, что он был никакой не "биг мен", а муха. С этого момента Уоллесу Буч уже не интересен. Происходит развязка: "That is no me and you" - "Больше нет нас с тобой", - говорит "биг мен", и Буч, сделавший свое дело, может уходить. Символом их парадоксального союза служит меч, которым Буч рассек тело насильника. Все язычники погублены. Последнего, по хронологии, зовут Зед - последняя буква алфавита. "Zed's dead, baby. Zed's dead".
А здесь просто еще некоторые интересные факты:
Что же было в кейсе? Отрывок из интервью Сэмуэля Л. Джексона: - Мой герой Джулс никогда не заглядывал в него. Марселлас хотел получить его, послал за ним меня и это все. Если бы он сказал мне заглянуть в него и убедиться, что там все на месте, я бы сделал это. Винсент сделал это. Я спросил его, довольны ли мы, и он ответил "Да". Джон спрашивал Тарантино "Что в кейсе"? и он ответил "Все что угодно". Я полагаю что там лежало то, глядя на что люди думали что это самая прекрасная вещь которую они видели в жизни, в своих мечтах. Когда же я заглянул в него, то увидел пару лампочек и какие-то батарейки. А хотел бы там увидеть десять своих следующих фильмов, таких же хороших как "Криминальное чтиво". Ума Турман, которая шла на роль Миа третьим номером - после Бриджит Нильсен(!) и Холли Хантер - прежде чем согласиться, заставила режиссера несколько недель себя уговаривать. Слухи о том, что Тарантино будто бы предлагал ей даже ноги массировать, лишь бы она согласилась, ни актрисой, ни режиссером не опровергнуты, хотя и не подтверждены. Все актеры снимались в фильме на условиях стандартной, установленной профсоюзом минимальной ставки -1400 долларов в неделю, но зато получили свои доли в прибыли от проката. Слово "fuck" использовано в фильме 257 раз (плюс минус пара для Марселласа с кляпом во рту). Мультик, который смотрит маленький Буч называется "Clutch cargo", детское шоу 60-х. Фильм, который смотрел Буч в мотеле называется "The Losers"(1970), режиссер Джек Старрет. Фильм рассказывает о пяти бойцах посланных ЦРУ в Камбоджою для спасения советника президента, которого схватили коммунисты. Продюсер Денни Де Вито снимался в фильме "Близнецы" (1988), где главных героев тоже звали Винсент и Джулс. Миа назвала Винсента "ковбой" - Джон Траволта снимался в фильме "Городской ковбой" (1980). Винсент в ответ назвал Мию "ковбойша": Ума Турман снималась в фильме "Даже ковбойши иногда грустят" (1993). Ноксвилль, Теннеси, где Буч вырос и где его великий дедушка купил золотые часы еще и место рождения Тарантино. Квентин Тарантино долго решал, какую роль играть самому: Джимми или Лэнса. Он выбрал роль Джимми потому что хотел быть за камерой снимая сцену с передозом Мии. Каждый раз, когда Винсент идет в ванную комнату, случается что-то "плохое". Сцена инъекции адреналина Мии была снята наоборот. Траволта выдергивал шприц, а потом пленку прокрутили в обратном направлении. Когда капитан Кунс передает маленькому Бучу золотые часы, он упоминает летчика "Уиноки", который перевез часы в безопасное место. "Уиноки" это имя героя Джона Гарфилда в фильме Говарда Хокса "Воздушные силы" (1943). Хокс один из любимых режиссеров Тарантино. Сцена где Буч стоит на светофоре и Марселлас проходит перед его машиной похожа на сцену из "Психо" (1960) в которой босс Мэрион проходит перед ее машиной. Когда Буч заходит в свою квартиру, по радио звучит реклама Jack Rabbit Slims. Упоминание о нем есть и в фильме "Бешенные псы" (1992). Невинная женщина подстреленная Марселласом на улице это та же актриса которую вытаскивал из машины Мистер Розовый в фильме "Бешенные псы" (1992). Когда Буч собирается выйти из магазинчика, после того как освободился, он останавливается на мгновение - он может поехать в Теннеси, где его ждут деньги, или вернуться и помочь Марселласу. Рядом висит неоновая вывеска с надписью "Killians Red". Единственные буквы, которые горят - "Kill ed". Потом мы видим связку ключей Зэда с брелком "Z": получается "Kill Zed" (убей Зэда), что Буч и сделал. (Лично мне кажется что это звучит несколько параноидально) Джон Траволта впервые встретил Квентина Тарантино чтобы обсудить свою роль в фильме на квартире Тарантино в Лос Анжелесе. Это была квартира, в которой когда-то жил молодой Траволта приехавший покорять Голливуд. Буч курит сигареты "Red Apple". Такие же курил герой Тима Рота в фильме "Четыре комнаты" (1995). Эту марку сигарет придумал Тарантино. Когда Винсент расстегивает футляр со шприцом на квартире Лэнса, то видно что он стеклянный, а когда показывают укол крупным планом он пластмассовый. Стекла в Хонде Фабианы то грязные, то чистые, в зависимости от съемки изнутри или снаружи. Усы Джулса намного короче в кафе, чем в квартире Брэтта. На парковке у Jack Rabbit Slims Миа визуально говорит Винсенту не быть "square" (Dont't be square). Дословно - "не будь квадратом", или "не будь занудой", но вместо этого показывает прямоугольник. Афиша на боксерском матче Буча гласит: "Куллидж против Уилсона" и "Уосслер против Мартинеса". Первая намекает на американских президентов Кэлвин Куллидж и Удроу Уилсон, вторая на Рэнда Уосслера и Джерри Мартинеса, двух друзей Тарантино времен его работы в видео магазине. Винсента Вегу можно увидеть на заднем плане идущим в туалет во время первых кадров в сцене с Pumpkin и Honey Bunny. Также во время первой сцены можно услышать как на заднем плане Джулс разговаривает с Винсентом на тему перехода к праведной жизни. Человека, который выходит из туалета, играет Алексис Аркетт, брат Розанны и Патрисии. Винсент, скорее всего, не оставлял свой автомат на кухне, когда пошел в туалет. Винсент был уверен, что в доме кто то есть , т.к. он не отреагировал на то что пришел Буч, думая что это его партнер . Джулс отошел от дел и Марселлас, возможно, заменил его. Доказательством этой теории может служить то что Марселлас нес две чашки кофе, и делал это рядом с домом Буча. В первой сцене Honey Bunny говорит: "Any of you fucking pricks move, and I'll execute every motherfucking last one of ya.", но в конце фильма в той же сцене она говорит немного по-другому: "Any of you fucking pricks move, and I'll execute every one of ya motherfuckers". По ходу фильма Джулс дважды цитирует книгу пророка Эзейкиля 25:17, но делает это немного по-разному. Джулс, должно быть, читал какую-то странную Библию, потому что стих, который он цитирует, не похож ни на одну из изданных версий. Бургеры Биг Кахуна также упоминаются в фильмах "Бешеные псы" и "От заката до рассвета". Тело, которое по сюжету должно быть без головы, было показано дважды, и оба раза голова вполне присутствовала. Что же было в кейсе? Никто не знает, даже Квентин Тарантино (официально). Он говорит что никогда не задумывался над этим. Ну а раз никто точно не знает что в нем было, остаются только предположения. В любом случае, существует ряд устоявшихся мнений на эту тему. Самая популярная версия - в кейсе находилась душа Марселласа. Есть и другие варианты: Достаточно много людей, поддерживают теорию о том, что в кейсе находился Оскар. Предполагаемые причины по которым это мог быть Оскар: 1) кейс изнутри отливал золотом, цветом Оскара 2) Миа была плохой актрисой и Марселлас, будучи хорошим парнем (или любящим мужем), решил подарить ей статуэтку, чтобы она чувствовала себя получше, раз уж ей не удалось получить заслуженного в кино 3) Тарантино уже на съемках фильма понял что его фильм крут и достоин Оскара
4) есть и более безумные предположения. Держитесь: парень который играл Бретта ранее играл Гая из офиса Бадди Акермана (Кевин Спейси) в фильме "Swimming with sharks". Бадди Акерман работал на одной студии в Голливуде и Гай был его секретарем. Похоже что Бретт, в роли Гая, работая в офисе Бадди Акермана, используя свои связи в киностудии, украл Оскара, чтобы передать его Марселласу, который подарит его своей жене. Но когда он его украл, то пожадничал и не захотел им делиться. Поэтому Марселлас послал к нему своих ребят, а окончание этой истории вы знаете сами. Эта версия идеально подходит под стиль Тарантино....умирают люди, грабят рестораны и в центре всего этого не золотой слиток или миллион долларов, а обычная статуэтка. Очень иронично. Это довольно похоже на Квентина отдающего дань уважения своим любимым фильмам, таким как "Psycho" или "Deliverance", включением в Криминальное чтиво сцен или героев, похожих на эти фильмы. По словам Тарантино, пластырь на шее Марселласа Уолласа был прилеплен из-за того, что у актера (Ving Rhames) на этом месте шрам, и продюсер/режиссер подумал что шрам испортит сцену. По другим сведениям есть обряд в котором душа человека извлекается как раз через шею. Подходит под версию о душе Марселласа в кейсе. Когда Буч идет через аллею к себе домой за часами, по радио передают что приз на конкурсе танцев Jack Rabbit's Slim's был похищен! Вот почему Миа и Винсент не выиграли, а украли приз, хотя это выглядело как будто они его выиграли. Правда наши расчудесные видеостудии не обратили на это внимания. А вот на фирменной кассете это хорошо слышно. Стерео звук - сила! Хлопья, которые Лэнс ест во время звонка Винсента по сотовому, называются "Monster Munch". Это был филиал фирмы "Count Chocula" по производству хлопьев, но их производство было закрыто в 80-е. Шифр на кейсе Марселласа Уолласа - 666. Джулс назвал парня на кушетке "Flock of seagulls" - "стая чаек" скорее всего потому, что его волосы напоминают прическу одного известного певца 80-х из группы "Flock of seagulls". У этой группы был один хит, в котором пелось что-то вроде "I ran, I ran so far away - I just couldn't get away". Думаю, эта песня была популярна в районе 80 или 81 года. Недавно пришло письмо который сообщает, что мы неправильно поняли эту шутку. Оказывается что "Flock of seagulls" старинное выражение, означающее другими словами "Full of shit" - "Полон дерьма". Как Вы знаете чайки любят везде гадить... Стива Бусеми, играющего официанта Бадди Холли, можно было видеть в фильме "Бешенные псы" в роли мистера Розового. Некоторые дырки от пуль в стене в квартире Бретта, причиной которых была стрельба четвертого парня в Винсента и Джулса, были там еще до того как он выскочил из ванной комнаты. Парик Джулса был кудрявым потому что длинноволосый африканский парик для Сэмуэля Джексона не был доставлен к первому дню съемок, как это предполагалось. Рыженькая женщина рядом с Марселласом, после того как Буч сбил его на своей хонде, играла менеджера отеля в фильме "Четыре комнаты". Роли Honey Bunny и Pumpkin были написаны специально под Аманду Пламмер и Тима Рота. Если приглядеться получше, то видно что в первой сцене, когда Джулс пристрелил Бретта, он разрядил на него всю обойму, но в следующей сцене у него достаточно патронов чтобы выбить дерьмо из парня с огромным пистолетом. В начале фильма Винсент сказал Джулсу что не смотрит телевизор, но далее по ходу фильма герои обсуждают некоторые вещи имеющие отношение к телевидению, и Винсент знает о чем идет речь. Когда Винсент и Миа ужинают в Jack Rabbit Slim's сигарета в руках Мии перемещается из одной руки в другую в кадрах пока она читает меню. Тоже самое происходит с мылом в руках Джимми. Пока Кристофер Уолкен передает маленькому Бучу золотые часы, время на них меняется несколько раз. Я лично заметил полдень и 16.30. В "Бешенных псах" большой Джо говорит мистеру Белому что он собирается сдать бриллианты парню по имени Марселлас. (В кейс?) Настоящее имя мистера Блондина в "Бешенных псах" Вик Вега. Лоуренс Бэндер, продюсер "Криминального чтива", играет эпизодическую роль покупателя в закусочной когда Рот и Пламмер грабят ее. Когда Миа через камеру наблюдает Винсента идущего к бару, на заднем плане видно что входная дверь открыта, потом показывают ее руку, а когда камера опять показывает Винсента идущего к бару дверь уже закрыта. В то время как Винсент с Джулсом едут в машине в начале фильма и обсуждают поездку Винсента в Амстердам, в одной из витрин на улице можно заметить что машина на самом деле не сама едет, а стоит на платформе. Перед тем как сделать Мии укол адреналина Винсент рисует маркером на ее груди красный круг, а после укола она оживает и красного кружка уже нет. Квентин Тарантино написал две из трех историй для Криминального чтива еще до того как написал "Бешенные псы" (1992) и "Настоящая любовь" (1993). После успеха этих двух картин он написал третью историю для Криминального чтива намереваясь поручить съемки каждой из историй различным режиссерам. Книга, которую читает Винсент, называется "Modesty Blaise". Автор - Peter O'Donnell. Если есть желание можете прочесть краткое содержание, или перейти на ее страничку. Джимми носит футболку с надписью Orbit. Это местная газета Детройта которой Тарантино давал интервью, когда раскручивал свой фильм "Бешенные псы". Там главный редактор подарил ему эту футболку и он пообещал, что будет сниматься в ней в своем следующем фильме.