"Книга Илая" - это притча и довольно умное, хоть и простое, рассуждение о религии и вере.
Сначала о неглавном. Постапокалиптическая атмосфера бьёт ключом из каждого кадра. Создать ощущение безысходности, заката человечества, гибели всего живого - это дорогого стоит, и на этом по сути держится всё восприятие фильма. Картинке органично помогает музыкальный ряд, который в сочетании с кадрами воронок и пустоши вызывает какую-то депрессивную грусть. Иными словами, настроение фильм создаёт соответствующее его содержанию.
Далее о полуглавном. Финальный твист со слепотой главного героя не столько работает на сюжет, сколько служит определённой метафорой. (Именно поэтому претензии "так не бывает" в метафоричном контексте сути фильма несколько натянуты). Хотя, признаться, для меня это было так внезапно и шокирующее, что какие-то мысли о нелогичности скорее всего были заглушены эмоциями восторга.
И теперь о главном. Библия. Книга в фильме - его краеугольный камень и магнит всех претензий. Самое главное, на что нужно обратить внимание, - это то, что сама Библия в картине никак не влияет на сюжет. Поясню: никто из героев ни разу на протяжении фильма не пользуется Библией по её прямому назначению, никто не проповедует библейские писания, никто не читает её в церкви и т.п. Исходя из этого, следует делать вывод об отсутствии в фильме чего бы то ни было религиозного. Как раз наоборот - "Книга Илая" - это скорее антирелигиозное кино (но об этом позже).
Для чего же тогда была введена Библия в сюжет? Учитывая моё допущение о метафоричности повествования, Библия - тоже метафора. А точнее - олицетворение, символ столкновения религия и веры. Карнеги нужна книга как раз-таки в религиозном смысле: чтобы подчинить себе народ, оставшийся без веры и надежды, используя при этом "правильные слова". Илай же ограждает Библию от подобного вмешательства. Конфликт использования одного и того же предмета для двух противоположных целей - центральный, главный и ярчайший конфликт в фильме.
Вернёмся к антирелигиозному настроению картины. Илай в прямом и переносном смыслах слепо верит в своё предназначение и свою цель. Карнеги довольно расчётливо и зряче пытается использовать Библию в своих корыстных интересах посредством навязывания религиозных правил народу. Налицо явный конфликт слепой веры и религии. И что же оказывается в конце? Слепец Илай оказывается одним из немногих, кто может прочитать Библию (а, значит, и понять), а зрячий Карнеги остаётся слепым к тексту этой книги, из чего можно сделать вывод о том, что какой бы слепой не была простая вера - она всяко лучше осознанной и (или) навязанной религии, а религиозный человек в конечном итоге оказывается слепым перед человеком веры.
"Книга Илая" - уникальная притча. Используя по сути религиозный артефакт - Библию, фильм просто разбивает о скалы всю религиозность в целом, при этом делая это иносказательно (иными словами, библейским же приёмом). Редкое уникальное кино.
Edited by Minfin, 12 March 2015 - 19:32.