Шикарио
Для меня это фильм-сюрприз, ставший одним из лучших из числа отсмотренных к этому моменту. Надо сказать, что с творчеством Дени Вильнева я знаком исключительно по недавним "Пленницам", фильму, который на меня произвел более, чем сдержанное впечатление. Оттого и Сикарио/Убийца проходил по разряду "посмотреть при случае". Но тут неожиданно для меня все сошлось в одно: и история, и актеры, и визуальная часть, и звуковое оформление. При том, что ни один из элементов не перетягивает одеяло на себя, а грамотно дополняет и оттеняет выигрышные стороны других составляющих.
Пусть историю нельзя назвать сверхоригинальной (про "с волками жить - по волчьи выть" далеко не вчера придумали), однако она мало того, что не шатается из стороны в стороны, как загулявший матрос после визита в портовый кабак, но и идеально работает для подачи своих героев. И опять все хорошо, с малюсенькой оговоркой, о которой буквально через пару предложений. Каждый из героев индивидуален, со своим характером и своим вкладом в историю.
Кейт Мейси, героиня Блант - олицетворение западного "правильного" мира, мира, в котором царит убеждение, что Закон имеет реальную власть в обществе, и его сила подобному прометеевому огню, обогревает и защищает людей, отгоняя мрак и страхи, таящиеся в нем. И тут уместно поговорить о той самой оговорке: личное субъективное мнение, что Эмили Блант оказалась слишком хороша для предложенной роли, заданных правил игры. Ну никак не вяжется у меня ее образ сильной и умной женщины с той неподдельной незамутненностью по части торжества справедливости, верховенства Закона и правил, которую она демонстрирует бОльшую часть фильма. Тут бы кого помоложе, понаивнее на эту роль... Но, опять таки, эта даже не претензия, это субъективные бредни "я так вижу, мне так кажется".
Полная противоположность этой детской наивности - Алехандро в исполнении дель Торо. Это тот жестокий реальный мир, которой бесцеремонно ворвется в королевство грез Кейт Мейси, залив его кровью и грязью, развесив на ближайшей радуге искалеченные трупы тех, кто оказался слабее в этом самом реальном мире. Про волков и не-волков я даже упоминать не буду, об этом в фильме говорится прямым текстом.
Джош Бролин, отыгрывающий мутного типа с большими полномочиями, просто человек, который делает свою работу. Точнее, нет, не просто делает: делает с полной убежденностью в правильности выбранного пути и полной самоотдачей. Если предстоит вычистить выгребную яму, не стоит питать иллюзий, что останешься чистеньким. Нужно просто засучить рукава повыше, взять лопату побольше и постараться получить максимум удовольствия от этой малоприятной процедуры. А еще лучше нанять кого-то, чтобы он сделал это для тебя.
Постановка и операторская работа так же на высоте. Скупые точные действия спецназа и полевых агентов, панорамы с отстраненным взглядом на мексиканский жит-быт - все показано ровно так и отведено на это время ровно столько, чтобы зритель проникся происходящим, но не заподозрил ни режиссера, ни оператора в самолюбовании. А уж за отказ от идеи визуализации реализма в экшен-сегментах через припадочно трясущуюся камеру - отдельный низкий поклон. Вообще, по части операторской работы для меня это такое попадание в точку, что-то на уровне подсознания, когда проще поделиться эмоциями, чем спокойно и логично объяснить почему именно и за счет чего это работает как надо, производит такой эффект.
Что еще нужно добавить, чтобы полностью растворить зрителя в происходящем, да так, чтобы он не мог оторваться на протяжении всего почти двухчасового фильма? Музыкальный ряд от Йохана Йоханнссона будет правильным ответом. Его мрачные, забирающиеся прямо под кожу, мотивы в особо напряженных сценах дают такой дополнительный накал происходящему, что одна короткая, но ожесточенная перестрелка производит на зрителя (это я так сейчас про себя скромно, в третьем лице) несоизмеримо больший эффект, нежели долгоиграющие пострелушки Рэмбо-стайл. Вообще, атмосфера в фильме такая, что хоть щас бери ее, режь на куски, фасуй по пакетам и на продажу - вставлять будет почище любой дури.
Прекрасное КИНО, без всяких романтических соплей, иллюзий и вымученных нравоучений, где форма и содержание идут рука об руку, причем в грязных ботинках и прямиком по незапятнанным доселе идеалам непуганных моралфагов.
Изменено: Ken Adams, 24 Декабрь 2015 - 14:37