Посмотрел. Высокобюджетные байопики не встречались достаточно давно, поэтому "Оппенгеймер" воспринимался с интересом, несмотря на явно избыточный хронометраж. По содержанию у въедливого и/или политизированного зрителя могут возникнуть претензии, но они будут связаны скорее с личными ожиданиями и хайпом вокруг этой картины.
Трейлеры не видел, новости по кастингу не читал, поэтому было очень интересно в той или иной сцене замечать знакомых актеров, пусть даже иногда и в микроскопических эпизодах (Ремар, Малек, Хартнетт, ДеХаан, Дастмалчян, Куэйд, Модайн, Кларк, Аффлек-мл., Тирлби, Брана и т.д.). Актерский состав один из самых сильных у Нолана за все время. Картинка для байопика, конечно, роскошная, но фильм сам по себе особой визуальной зрелищности не предполагает (за исключением пары сцен), поэтому IMAХ, наверное, шел в нагрузку с режиссером. Я не против.
По качеству продакшена никаких нареканий. Это один из тех фильмов, в которых звуковая режиссура и грим сильно выделяются среди всего прочего. Как минимум, пару "технических" номинаций "Оппенгеймер" отхватить просто обязан.
ПОНРАВИЛОСЬ:
- Работа гримеров: Киллиан Мерфи под минимумом грима выглядит другим человеком, но это не мешает актеру играть, и в определенных сценах иметь мрачное сходство с черепом, обтянутым человеческой кожей. Думаю, что у гримеров было много трудной и кропотливой работы, т.к. им удалось удачно изобразить одних и тех же персонажей в разные временные периоды, чтобы эти периоды можно было различать. Мое почтение.
- Работа со звуком: понравилось именно звуковое сопровождение (не музыка). Перебивки на внутренние процессы взрыва в первой трети фильма, и затем моменты внутреннего напряжения Оппенгеймера ощущались очень необычно именно благодаря звуку.
- Киллиан Мерфи в роли Роберта Оппенгеймера: локомотив, который тащит на себе практически весь фильм. Бенефис актера на большом экране, и очень приятно, что он наконец-то состоялся именно в такой масштабной картине. Оппенгеймер Нолана - это человек, постепенно приходящий к осознанию глобальности своего проекта и его последствий для всего человечества, так что не ждите в фильме каких-то душевных терзаний относительно Хиросимы, Нагасаки и т.п. Здесь показано постепенное превращение ученого в несостоявшегося политика, и эту трансформацию Мерфи изобразил правдоподобно.
- Роберт Дауни-мл. в роли Льюиса Штраусса: интересный персонаж в рамках сюжета, которого Дауни-мл. отыгрывает на привычном для себя высоком уровне (особо даже не напрягаясь). Понимаю, почему ходят разговоры о номинации за роль второго плана, но это будет явно номинация "с натяжкой" (хотя все будет зависеть от состава конкурентов). То же можно сказать и про Эмили Блант - роль Китти заметна в определенных моментах, но вот насколько она заслуживает номинаций и наград - покажет время. Возможно, именно такими хорошие роли второго плана и должны быть...?
- Сегмент слушаний с Оппенгеймером и Джин Тэтлок: весьма креативная сцена в контексте сюжета. В принципе, почти все сцены с участием Флоренс Пью снимались с прицелом на какую-то эстетику, но я не особо проникся. Да, тема сисек и обнаженки раскрыта, но никаких особых откровений по этой части не ждите.
- Сегмент с испытаниями бомбы: один из редких зрелищных эпизодов в фильме с красочным визуалом и точечным применением звука. Особой оригинальностью подачи эпизод не отличается - подобные взрывы в кинематографе показали, наверное, уже всеми возможными способами - но вместе с подготовкой к испытаниям подрыв все равно воспринимается эпично.
- Разговор Оппенгеймера с Трумэном в Белом доме: наверное, самый запомнившийся эпизод из фильма. Гэри Олдман великолепен в этой сцене, как и весь показанный диалог. Момент крушения всех иллюзий, когда Оппенгеймеру без обиняков указывают его место "на маленьком стульчике", и доступно объясняют, что жертвы навсегда запомнят имя человека, отдавшего приказ сбросить бомбы, но не их создателя (так что нет смысла рефлексировать по этому поводу). Очень сильная сцена.
- Финальная сцена с Эйнштейном: единственный момент, ради которого стоило устраивать чехарду с нелинейностью рассказа, потому что я сразу же попался на сценарный "крючок" (хотелось узнать, что же такого сказал Оппенгеймер Эйнштейну на берегу озера пока к ним подходил Штраусс). И содержание этого короткого разговора отлично ложится на все показанное ранее. Вот за такие решения Нолана и считают гением.
НЕ ПОНРАВИЛОСЬ:
- Структура повествования: очередные эксперименты Нолана на зрителях с восприятием времени, от которых я начал уставать еще с "Дюнкерка". Понятно, что нам снова предлагается собирать хронологию событий самостоятельно при помощи сюжетных подсказок (и гримеры эту задачу значительно облегчают), но от большей линейности я не отказался бы.
- Продолжительность фильма: так и не увидел, чем именно был обусловлен трехчасовой хронометраж, учитывая эпизодичность всей истории.
КИНО. Сильная и качественная картина в рамках своего жанра, которая демонстрирует, что Кристофер Нолан еще не разучился снимать обычное "разговорное" кино, но даже в него он привносит свою стилистику, делающую условно скучные фильмы более интересными для массового зрителя.
P.S. При просмотре "Оппенгеймер" Нолана мне напоминал высокобюджетную live-action версию "Ветер крепчает" Миядзаки (как если бы из последнего вырезали весь романтизм главного героя, выкрутили приземленность и реализм на максимум, и заставили его расхлебывать последствия принятых решений). Сравнение не совсем корректное, но вспоминалось часто.
Изменено: Wooser, 22 Июль 2023 - 15:49