Вкраций: бывший биатлонист Петр (Юра Борисов) вместе со своей женой (Елизавета Янковская) возвращается в родное село, типичный заснеженный Зажопинск Мухасранского края (снимали в селе Кын Пермского края), где будет работать физруком. Буквально в первый же вечер в селе происходит трагический инцидент, невольным свидетелем которого становится Петр, что запустит дальнейшую цепочку драматических событий и приведет к противостоянию с местным авторитетом Витей-Людоедом (Павел Деревянко).
Павел Деревянко - удивительный на самом деле актер. В его обойме под сотню, если не более, ролей в кино и сериалах, немалая часть из которых - откровенный шлак типа "Гитлер капут!" или "Ржевский против Наполеона". Однако актер не только остается на плаву, но и стабильно снимается в крупных проектах, получая за это внушительные гонорары. Видимо, секрет в том, что несмотря на участие зачастую в крайне сомнительных авантюрах, Деревянко остается настоящим профессионалом своего дела и порой в кадре выдает настоящий образчик актерского мастерства.
Вот как в этом фильме. Уж точно не менее половины всего хорошего, что здесь есть - это заслуга Павла. Его персонаж, Витя-Людоед, натура крайне непростая и противоречивая. Да, он жесток, импульсивен, привык брать то, что считает своим по праву, не считаясь ни с чем. Но в то же время его сложно назвать откровенным злодеем: он помогает местным, способен на искреннюю привязанность и сильные чувства. В кино часто поминаются медведи, коих в местных лесах водится в изобилии, в частности медведь-шатун, против которого в какой-то момент вынужденно выйти все село. Понятное дело, это есть прямая ассоциация с Витей, который порой даже чисто внешне копирует его движения, и не смотри, что Деревянко - метр с кепкой и не самого богатырского сложения.
Во многом фильм и посвящен противостоянию такой вот первородной силе, непонятной для многих. Кто-то увидит здесь уже несколько навязшую сейчас на зубах тему абьюза и токсичной маскулинности, воплощением которой и является герой Деревянко и которой вынужденно противостоит главный герой. Для кого-то центральной темой станет спасение и прощение, а также надежда на что-то большее, чем просто жизнь ради мести, за что отвечает линия экс-биатлониста Петра и его нового подопечного Ильи. А кому-то, возможно, будет просто интересно глянуть на эту зимнюю уральскую хтонь, есть в ней свое очарование. При этом кино производит довольно странный эффект: оно довольно жестокое, холодное, не располагающее происходящим к веселью - но при этом и не вызывает негативных эмоций и тяжелых чувств, порой и вовсе провоцируя на улыбку.
В любом случае, положительное впечатление от этого фильма будет зависеть от того, глянется ли вам актерская игра Деревянко и прочувствуете ли в должный мере характер его героя. Как по мне, здесь он затмил абсолютно всех: Борисов играет максимально стандартно-сдержанно, а Лизавета Янковская (да, родная дочка Филиппа Олеговича и сестра Ивана) в какой-то момент и вовсе начинает раздражать, как своим персонажем, так и его исполнением.
Многого от фильма не ждал, но в результате посмотрел с интересом и занес роль Деревянко в актив его хороших актерских работ.
КИНО