Мертвец / Dead Man
#1
Опубликовано 14 Июнь 2006 - 06:40
Мертвец
Dead Man
1995
IMDb
Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Джонни Депп, Гэри Фармер, Криспин Гловер и др.
Итак. Пользуясь затишьем на работе...
О жанре.
Не рецензия. Просто "мысли о..."
О гражданском долге.
Долго и хорошо подумав, решила не спойлерить, поскольку фильм старый, классический, вряд ли еще кто его не видел. Да и делать пост из одного большого спойлера тоже как-то некошерно. Полагаю, что простого предупреждения в данном случае будет достаточно.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! ЕСЛИ ВЫ НЕ СМОТРЕЛИ ЕЩЕ ФИЛЬМ, НЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ! ЭТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ВАШЕ ВОСПРИЯТИЕ!
О превоисточнике.
Идея родилась, собственно говоря, под впечатлением от расказа Борхеса "Юг", в котором житель большого города, человек ничем не примечательный, однажды вечером зайдя в свой подъезд, случайно рассекает лоб железной створкой двери. Получив заражение крови, он долгое время проводит в больнице, а когда выздоравливает, то решает осуществить свою давнюю мечту и совершает путешествие на юг, в край, где крестьяне разводят скот и возделывают землю, где нравы людей просты и суровы. Вроде бы у него есть там земля и дом, доставшиеся ему по наследству. В придорожном кафе деревенские парни-гаучо под пустяковым предлогом затевают ссору. Страсти разгораются и вскоре поступает предложение выяснить отношения с оружием в руках. Герой никогда не учился владеть оружием и, сознавая, что поединок наверняка закончится его смертью, он берет в руки нож и выходит на улицу.
Противник убивает его первым же ударом.
Читатель понимает, что на самом деле путешествие на юг было плодом воображения, предсмертным протестом сознания против глупой и никчемной кончины на больничной койке, и смерть с оружием в руках - это смерть, которую герой выбрал себе сам, в соответствии со своими представлениями о том, как подобает умереть мужчине.
О мертвеце, цветах и смысле жизни.
Теперь вернемся, собственно, к фильму Джармуша.
Предположим, что герой Джонни Деппа - Уильям Блейк на самом деле умер в своем Кливленде (возможно самоубийство из-за измены невесты). Когда в первом кадре картины Блейк открывает глаза - он уже окончательно и бесповоротно мертв. Все дальнейшее действие представляет собой (сорри за оксиморон) посмертный бред.
"Никогда не путешествуйте с мертвецом" - не просто красивая фраза. Индеец - РЕАЛЬНО проводник в мир духов (блин, второй оксиморон, дважды сорри). Пулю нельзя извлечь, потому что смерть уже наступила. Очки, которые крадет толстый Брехун - его законная плата за услуги проводника, как те две монеты, которые клали покойнику на глаза, чтобы было чем заплатить за переправу.
В этом разрезе и дурацкая затея ехать устраиваться на работу на другой конец континета (равно как и идея подбирать себе сотудников путем переписки с Кливлендом - и это при том-то что письмо идет никак не меньше двух месяцев!), нелепый бизнес девушки - торговля бумажными цветами в грязном городишке, по единственной главной улице которого бродят свиньи, получают совсем иной статус. Абсурд происходящего вдруг перестает казаться абсурдом.
Кстати, возникают сильные сомнения, что бухгалтера зовут (звали?) Уильям Блейк. Подозрительно мало помнит он из стихов своего знаменитого тезки...
Может быть это кино о самореализации человека, пусть и после смерти? "Пули и кровь станут твоей поэзией".
Светлое оптимистичное обещание, что нам всем дан шанс жить как должно и будет дан шанс уйти как должно.
#2
Опубликовано 01 Июль 2006 - 05:17
滚鸡巴蛋
#3
Опубликовано 01 Июль 2006 - 08:22
Я знаю многих, кто Мертвеца не досмотрели.
Кому нудно, кому непонятно, кого задолбали рифы Янга...
#4
Опубликовано 03 Июль 2006 - 17:31
#5
Опубликовано 05 Июль 2006 - 02:06
- Я делал вещи и похуже...
#6
Опубликовано 05 Июль 2006 - 02:27
Я бы сказала что город Машин - не ад, а скорее отправная точка путешествия Блейка к самому себе.
Там он становится мужчиной, когда впервые идет с женщиной не из-каких-то возвышенных чувств, а просто так, потому что такая структура момента. Там он впервыне берет в руки оружие и убивает человека. Фигурально выражаясь - вступает на путь воина. Там он обзаводится врагами - первыми в жизни (в смерти :)) настоящими ВРАГАМИ! Которые могут тебя реально (ну или не очень реально) УБИТЬ!
Приезжает в город городской пижон в нелепом клетчатом костюме, с башкой набитой всякими дурацкими идеалистичными представлениями, а уезжает совсем другой человек.
А ад - это прежде всего возмездие, а мы ничего не знаем такого, за что стоило бы его наказывать.
Да и фильм по сути своей настолько языческий, что мне кажется, подобные сопоставления просто неуместны.
Поэтому я думаю, что Черный человек олицетворяет не злого духа, да и вопрос о чьей-то душе тоже не стоит. Черный человек - это само время, смерть, которая идет за тобой по пятам, и можно не успеть. Право на плавание в закатном море тоже нужно заслужить.
В дуалистичной картине языческого мира эта сила неизбежно должна уравновешиваться своим антиподом - помощником, проводником, как и он, в свою очередь, не может существовать без преследователя. Эти два существа - суть одно явление. Когда миссия выполнена , и они уже не нужны, они умирают одновременно.
Кстати, насчет "убил и съел папу и маму тоже съел" - греческий бог Времени - Кронос пожирает своих детей, своего рода метафора того что время не щадит никого и ничего. Можно усмотреть в этом интеллектуальный стеб режиссера, хотя возможно, это меня уже понесло :)
Derek
Товарищ из салуна бросает ей "Когда ты была шлюхой, ты нам больше нравилась!"бизнес героини Мили Авиталь - скорее торговля не бум. цветами (это как хобби), а собой
Напрашивается вывод, что все же она завязала с этим ремеслом.
То сейчас! А тогда - представляете - обычное письмо идет не меньше двух месяцев (а то и больше)? Не настаиваю, но все же у меня большие сомнения, что в то время так делалось и было в порядке вещей.устраиваться на работу из Кливленда в город Мэшин - восе не дурацкая затея, а вполне жизненная, с учетом того, что и сейчас люди едут устраиваться на работу в ебеня, лишь бы была работа
#7
Опубликовано 05 Июль 2006 - 02:57
Да, хорошая у вас интерпретация Кола Уилсона - "Черный человек" Вот любопытно - что же тогда олицетворяли убиенные им же сотоварищи, если придерживаться этой логики. Вряд ли просто случайные персонажи "до кучи" - в этом фильме мне думается подобных нет.
- Я делал вещи и похуже...
#8
Опубликовано 05 Июль 2006 - 07:57
#9
Опубликовано 10 Июль 2006 - 07:07
За комплименты спасибо Приятно, что моя идейка показалась занятной кому-то еще.
Про сотоварищей думала три дня - ничего путного не придумалось.
В голове вертится только глупая фраза про банан
#10
Опубликовано 10 Июль 2006 - 17:12
Насчет "думала три дня" - это сильно, насчет "фразы про банан" - непонятно.
А вообще, про сотоварищей, в свете твоих интерпретаций, вопрос наверное останется открытым, жаль что Джармуша не спросить...
- Я делал вещи и похуже...
#11
Опубликовано 11 Июль 2006 - 03:16
Анекдот такой есть:
Приходит дочка психоаналитика к отцу и рассказывает, что ей приснился сон, как она ест огромный-огромный банан и просит, чтобы папа ей объяснил, что это значит.
Папа-психоаналитик: "Знаешь, доченька, иногда банан - это просто банан!"
Вообще, да, может кто еще что-нибудь заметил интересного - очень хотелось бы услышать.
Также хотелось бы выслушать тех, кто проголосовал за "говно" и "стерильно".
Неизвестному, кто прикрутил опрос - благодарности хотя результат был, наверное, предсказуем.
#12
Опубликовано 12 Июль 2006 - 08:25
Rara_Avis, Интересная мысль. Но, немного не законченная. Действительно, как сказал Derek
Вряд ли просто случайные персонажи "до кучи" - в этом фильме мне думается подобных нет.
И в это хочу верить (то есть верю :-))
Проблема возникает не только с сотоварищами Коула, но и с другими персонажами. Взять, например, мистера Диккенсона. Кто он в этой интерпритации? Именно он отправил по следу Блейка Коула и Ко. причем, он не просто их попросил, а приказал! И если рассматривать Коула как "само время, смерть, которая идет за тобой по пятам, и можно не успеть", то это выглядит по-меньшей мере странно. Как можно приказывать времени? И кто способен на это? :-) Безусловно противостояние Никто и Коула на лицо. Они, как верно помечено черное и белое, инь и янь. Они дополняют друг друга и без этого дополнения все их существование абсурдно. Потому и умирают одновременно. Но Коул никак не может быть временем, смертью...
Интересен тогда и персонаж в поезде - машинист, который по сути и везет Блейка в начало его пути.. Он тогда как бы предпроводник, предостерегающий от самого этого путешествия ("я бы не стал доверять ни одному слову, особенно от Диккенса" и "зачем ты приехал в ад?" или "ты сам себе роешь могилу") и раскрывающие некотрые аспекты происходяшего (не зря он упомянул лодку).
Интересна и Телл - бывшая проститука, единственная во всем городе похожая на человека. Она - причина "убийства" Блейка. И она же заслонила Блейка своей грудью. Этакая раскаявшаяся грешница :-)
А вообще, Rara_Avis, очень интересная у тебя интерпретация. Критиковать всегда легко, а вот написать нечто осмысленное.. мало кто пишет. Твоя версия не лишена логики и смысла, и безусловно имеет право на жизнь :-) сам фильм настолько бездонный, что сказать что какая-то из версий верна, а какая-то нет - язык не поворачивается. Просто она чуть сыровата. Много пробелов. Надо подумать над всеми персонажами, а не только над ключивыми. Тут, как кажется мне, важно абсолютно все.
Сам сколько раз пытался составить единое видение всего фильма - по-моему, так и не удалось... Слишком много всяких деталей :-) Или еще не дошел до верного... :-)
Вот так бывает что-то прочитаешь, увидишь... и с этой точки зрения по-новому на фильм смотришь (так ведь и у тебя с Югом? :-)).
Черт, летом, в такую жару, у меня явно недостаток концентрации внимания :-) да и вообще трудно говорить о таких фильмах... та же история и с Донни Дарко. Начинаешь одну линию, сбиваешься на другую.
Изменено: Donnie Darko, 12 Июль 2006 - 08:28
#13
Опубликовано 14 Июль 2006 - 09:20
Изменено: Rara_Avis, 14 Июль 2006 - 09:23
#14
Опубликовано 14 Июль 2006 - 22:21
Пардон муа, но вы жжете.Там он становится мужчиной, когда впервые идет с женщиной не из-каких-то возвышенных чувств, а просто так, потому что такая структура момента.
Фильм уникален прежде всего своим саундтреком, иронией и атмосфе-е-ерой, а не шметафизикими смыслами. На мой взгляд все события вполне логичны и взаимосвязанны, что вовсе не говорит об отсутсвтвии волшебства в каждом кадре. Наилучшим вариантом просмотра мне видится состояние измененного сознания. В начеле путешествиями своими переживаниями с нами делится кочегар (и правда неплохо все у парня. Нирвана наступает тогда, когда умирает главный раздражитель - разговорчивый хедхантер. Кульминация - сцена в деревне индейцев.
#15
Опубликовано 19 Июль 2006 - 01:34
"волшебство в кадре", "кульминация" - как миленько
Изменено: Rara_Avis, 19 Июль 2006 - 02:46
#16
Опубликовано 24 Октябрь 2006 - 04:55
#17
Опубликовано 24 Октябрь 2006 - 10:15
Вообще тут необязательно иметь какое-то специальное гуманитарное образование или суперутонченный вкус. Большинство зацепок этого фильма апеллирую к подсознанию и общекультурным ассоциациям. Очень многим моим знакомым, которые вообще предпочитают сугубо развлекательное кино, фильм понравился.Еле выдержала. Я, наверно, не так интеллектуальна и у меня не столь изысканный вкус, но к подобным фильмам ну никак душа не лежит!
Видимо просто у вас с ним не совпало, вот и все
#18
Опубликовано 24 Октябрь 2006 - 10:25
#19
Опубликовано 24 Октябрь 2006 - 10:37
I like my beer cold, my TV loud and my homosexuals flaming.
Bart, with $10,000, we'd be millionaires! We could buy all kinds of useful things like...love!
(с) Homer Simpson
#20
Опубликовано 26 Октябрь 2006 - 14:23
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых