Приобщился, наконец.
Что ж, я понимаю, откуда берется весь хайп в этих наших интернетах. В нашем обществе, я имею в виду осколки бывшего Союза, давно назрел серьезный запрос на качественное кино про свою историю. То, чем сейчас кормят людей местные так сказать кинодеятели, естественно, не могут удовлетворить потребности общества, продолжая выдавать бесконечные "ответы", исторические пасквили и "свое авторское видение", которые если уже не набили оскомину, то приближаются к своей критической массе. Бывают и приятные исключение, но их так мало, что они либо тонут в глубинах отечественного шлака, либо устремляются в высь, сразу получая зрительскую любовь и обожание.
На этом фоне, Чернобыль, как история о своих, таких же простых людях, да что там, обычных соседях, которые живут с тобой на одной площадки, ставших заложниками судьбы и попавших в суровые лапы радиационного апокалипсиса, выполненная на превосходном техническом уровне, с таким вниманием к деталям, что, пожалуй, не каждый кто жил тогда сможет так же восстановить картину быта, и, наконец, с игрой актеров, уровня "не бог, но где-то рядом" - не могла не найти отклик в сердцах нашего зрителя. Споры, срачи, откровенные конструкции, исторгаемые из пятых точек тому лишь подтверждение. Ведь попытайтесь вспомнить что-то подобное у наших великих исторических блокбастеров - максимум в голову придут ленивые смешки о заблеванном Козловском или очередных царских высерах барина Михалкова.
Здесь же, зритель получает удар под дых, когда сталкивается на экране не с видами гетто Чехии или Румынии, а получает практически 100% погружения в свое прошлое. Спасибо советскому генплану! Благодаря ему некоторые спальные районы имели одинаковый вид и которые можно встретить в любом месте Союза. Достаточно обладать прозорливостью боссов HBO и SKY, силой внушительного бюджета и вуаля, можно попасть на 30 лет назад.
Ну а дальше, начинает действовать магия кино. Благодарный зритель с удовольствием будет смотреть превосходный материал, спорить и брать на веру замыслы создателей.
Только вот, вместе со всей этой любовью к воссозданию, историческим событием и местом действия, приходят все те же обычные вещи, которые сопровождают западный кинематограф, рассказывающий истории про некогда заклятого красного врага. За эти года он стал качественнее, более глубокий и весьма осмотрительный на некоторые реалии - взять хотя бы недавних американцев с большим количеством русскоговорящих актеров, и весьма точными историческими справками...Но общие нити, пронизывающие такое повествования везде одного и того же цвета.
Чернобыль не исключение. Все эти солдаты, приставленные, почти ко всем героям фильма, автоматчики(вспомнились мрачные очереди в Шереметьево и бродящие между склонившими головы людьми автоматчики, готовые выдернуть из толпы любого - и это тоже в 80ые годы по замыслу авторов. Американцы), агенты КГБ, которые следят вообще за всем, от библиотеки до по-моему, за собаками, которых отсреливали герои в четвертой серии. В общем, весь этот набор штампов и западных взглядов еще со времен старины Гувера.
Ну блин, реально смешно, как Щадов с двумя автоматчиками приезжает к шахтерам. Ладно, Щадова изобразили каким-то клоуном, так они еще для верности выдали парочку солдат, готовых пустить под откос людей. которые должны помочь разгрести всю эту страшную историю. А солдат, который сопровождал Ситникова на крышу реактора? В этот момент начинало казаться, что из реактора воспарят другие агенты КГБ и погонят Ситникова в другую сторону. А Щербина, которого в первые минуты предстает перед зрителем самоуверенным самодуром, который настолько уверен в себе, что фактически не слушает Легасова на первом собрании, уверенный в своей информации. Да персонаж меняется, но это настолько выглядит кособоко, что даже не знаю. По фильму, если бы не волшебный Горби, он бы даже и не стал слушать, а если и послушал, времени бы на действия ушло куда бы больше. А ведь этот человек принимал участие в ликвидации последствий землетрясения в Армении.
И так со всеми руководителями. Карикатурные Брюханов с Фоминым, "мейстер Пицель" который толкнул увлекательную речь, постукивая тростью(после речи я буквально рассмеялся), первое собрание с аплодисментами и так далее. Ну реально? Вот совсем не понятно, как с такими руководителями Союз не развалился за несколько лет до описываемых событий. Наверняка Хомюк все за ними исправляла...Я не питаю иллюзий по поводу руководящего состава позднего СССР, многие из этих мразей, едва положив подальше свой партийный билет, приложили максимум сил, чтобы падение страны было максимально кровавым, с воодушевлением сталкивая народы и с остервенением грабя все то, что страна такими силами накопила за все свои малые годы, которые у нее для этого были. Некоторые из них до сих пор руководят страной. Но показывать всех поголовно такими - это уже так старо, что уже надоело. Зато, Горбачев здесь представлен решительным политиком, которые и слово нужное скажет во время, и промолчит когда надо. И только забыли упомянуть, что он лично продвинул и подписал указ о первомайской демонстрации в Киеве. Двойные стандарты они такие.
Можно долго пробираться по фактам, но это не нужно. Сказали уже все или доскажут в ближайшее время. По самому фильму - можно было лучше. Здесь пять серий больше похожи на разношерстный альманах с общей тематикой и некоторыми общими героями. Иногда действо затягивается и смотреть становится банально скучно. Есть и, наоборот, сильнейшие по своему накалу сцены, которые просто выбивают почву из под ног - с собаками, первый раз, когда Легасов сказал Щербине сколько им осталось жить, гробы в бетоне, эвакуация и так далее. Были и смешные - со стариком на собрании, о котором я уже говорил, бабка, чью корову застрелили и которая рассказывала как к ней царисты хаживали.
По поводу алкоголя - я не особо заметил, что водка льется реками. Выпивали. Иногда в странных ситуациях, но все в рамках. Немного смутили кадры пьяных солдат, но тут, блин. такая херня творится, что надо быть немножко "под шафе" , чтобы не сойти с ума. С другой стороны, отсутствие дисциплины в военном лагере до добра не доведет. Помню в конце 80ых, в начале 90ых все поголовно отказывались в Брянской области есть грибы и пили красное вино, давая даже детям. Интересно.
Не понятно мне было, зачем после титров, когда стали перечислять факты-последствия вставили мост смерти как реальный факт. Про него столько баек ходит и ни одна из них не нашла подтверждения. Для художественного произведения - да ради бога, допускайте что хотите, но когда вы в этом же ряду ставите фотографии реальных людей, то извольте следовать фактам. Неприятные мелочи.
И последнее чего я не понял - это финальная версия Легасова и К. Т.е. КГБ и ЦК намеренно засекретили и стерли из досье все сведения о косяке в реакторе и продолжали держаться этой позиции даже после аварии, начхав на то, что таких реакторов еще 11 по стране работает?Это слишком для моего понимания. Что тут сказать, наверняка они были готовы к тому, что когда в Смоленске или Ленинграде рвануло бы, их бы ждал теплый бункер под Лубянкой и Кремлем.
И да, забавный послужной список у сценариста. Вот так пишешь себе страшное кино, пишешь, а потом в голове появляется Чернобыль)
По итогу - кино - за фильм, стерильно - за попытку осмыслить те события. Общая будет стерильно +.
Но дело благое, и хотя бы так, это поможет заставить людей вспомнить о тех ужасных событиях и попытать осмыслить их лично для себя. Хотя, когда Мединцкий с экранов ТВ говорит, что ему все понравилось, а у нашей молодежи нет другой альтернативы, как воспринимать информацию из подобных трендовых вещей, невольно опускаются глаза, голова и руки. Так все грустно.
А мне чего-то в фильме не хватило. Могли немного больше уделить время рыжему лесу, про саркофаг рассказать и так далее.