Поразительно, но за всю историю Матрицы, динамика и экшн еще никогда не были настолько оторваны от драматургии. У фильма отличная завязка, наблюдать за тем, как погруженного в забвение Нео освобождают из оков цифрового ГУЛАГа, постепенно вводят в курс дела, сообщая о новом мировом порядке и перезагруженной Матрице, как он в конце-концов пробуждается (вся сцена - монументальнейший ахуй), как взору живописуют Ио и людей, живущих в симбиозе с машинами, как герои вспоминают войну и другие события трилогии - дюже интересно и увлекательно. То есть фильм лучше работает именно нарративно, нежели как экшн, на который у Вачовской уже явно не стоит. Чтоб вы понимали: это не какой-то даунгрейд, экшн здесь как-будто злонамеренно снят таким образом, чтобы зритель недоумевал "Какого черта происходит?? Это же Матрица, которая должна задавать планку качества, а не выглядеть хуже любой бэшки с тв"©. В нем нет ни творческой жилки, ни хорошей хореографии, ни нерва. И что куда важнее: в нем практически нет пользы для сюжета.[color=rgb(0,0,0);font-family:'-apple-system', BlinkMacSystemFont, Roboto, 'Helvetica Neue', Geneva, 'Noto Sans Armenian', 'Noto Sans Bengali', 'Noto Sans Cherokee', 'Noto Sans Devanagari', 'Noto Sans Ethiopic', 'Noto Sans Georgian', 'Noto Sans Hebrew', 'Noto Sans Kannada', 'Noto Sans Khmer', 'Noto Sans Lao', 'Noto Sans Osmanya', 'Noto Sans Tamil', 'Noto Sans Telugu', 'Noto Sans Thai', sans-serif, arial, Tahoma, verdana;font-size:13px;] [/color]
Идиотская драка в офисе в первом акте, нелепая потасовка с Изгнаниками в середине фильма, беготня в конце третьего акта... Черт, я уже прямо вижу какой-нибудь фан-эдит, в котором все это непотребство, не несущее никакой смысловой нагрузки, купируется под корень. Фильм от этого ничего бы не потерял, а ВНЕЗАПНОГО Меровингена можно было показать в виде рандомного, полубезумного бомжа на улице с тем же эффектом ВАУ. Более того, отказ от привычной атрибутики боевика здесь как-будто заложен в ДНК истории: Нео в "Воскрешении" - уставший, старый мужик, который не может и не хочет превозмогать, и словно в каком-то отчаянии по кд юзает телекинез.
Благо этого фарса не так много на 2,5 часа хронометража.
И тем страннее, что Вачовская - которая не побоялась отрезать себе член и яйца, - зассала полностью отойти от жанра экшн в сторону сложной, взрослой кинофантастики, к которой фильм тяготит гораздо сильнее. К примеру, возвращению Нео уделяется не 10-15 минут, а почти час, ибо челендж в этот раз усложнился, герой "увяз в Матрице" еще глубже, а на консервирование Избранного машины бросили свои лучшие ресурсы. И фильм хорошо это ощущение передает посредством диалогов и сцен из разряда "Киану меланхолично смотрит в потолок", цепляющих не хуже какого-нибудь "Врага" Вильнева. Я так понимаю, сюжет целиком написала Вачовская, а уже потом его адаптировали под хотелки студии, сильно подгадив авторскому замыслу.
Здесь уже можно резюмировать. Людям свойственно меняться, а творческим людям меняться и расти просто необходимо, дабы не выйти в тираж. Многие из моих любимых авторов на закате карьеры поднимали темы, принципиально отличающиеся от тех, которые интересовали их в начале своего творческого пути. Это нормально. В случае с авторами Матрицы, к этому до кучи примешалась смена пола. То есть, поймите: женщина-Вачовская отличается от Вачовского-мужчины уже просто на уровне мышления и физиологии. О чем тут вообще можно говорить?
Стоило ли делать Матрицу 4 в таком виде? Нет, не стоило. Нужно было либо полностью уходить в сложное, диалоговое кино, или даже артхаус, без оглядки на стереотипные представления о жанрово-верных сиквелах, либо искать другого режиссера.
Есть ли в фильме что-то, чем он может зацепить и понравиться даже крайне предвзятому фанату трилогии? Да, безусловно.
Таким образом, правы и те, кто захейтил фильм, и те, кто оценил его сильные стороны, химичащих как в былые времена Энн-Мосс с Ривзом, и свежие идеи (вроде Программ, материализующихся в реальном мире посредством нано-частиц, или игры по фильму внутри фильма).
Стерильно, 6/10
p.s.
–[color=rgb(77,81,86);font-family:arial, sans-serif;] О[/color]чень много кринжового отрабатывания повестки. Внучка Роланда внезапно оказалась негром, Ниобе подозрительно часто обнимается с другой черномазой старухой, видимо осознав себя как небинарную персону после смерти Морфеуса-Фишберна (кстати, фильм не сообщает, как именно он погиб: сидя на жопе, или сражаясь); практически все лидеры человеческой общины теперь не вполне здоровые душевно бабы и небинарные роботы-диссиденты, а вишенкой на торте служит вздорный спич на тему радуги из уст белого мужика, олицетворяющего в фильме главное зло. Считаю, что надо было и здесь идти до конца, и делать новую матричную оболочку Нео - негром. Да, фильм бы захейтили ещё больше, но так эти студийные управляшки и Лана были бы хотя бы честнее с собой.
– Самоирония, граничащая с надломом четвертой стены - гуд. Надо было выжимать из этой идеи максимум, но в принципе и так сойдет. Как мы знаем, фильм запустили в разработку еще до того, как к нему подключилась Вачовская, и здесь это довольно забавно обыгрывается, мол, "Матрица 4 так или иначе бы вышла, с вами или без вас"©.
– Сцена, когда Тиффани говорит, что "знает, что у Томаса нет детей, т.к. она его загуглила" - так понимаю трогательный референс на Ривза, много лет назад потерявшего беременную жену ирл.
– Камео ЧЭДа Стахелски позабавило.