Сначала о своём восприятии, потом мнение.
Восприятие.
Фильм мне понравился на эмоциональном уровне. Главной причиной того считаю собственный давно сформировавшийся патриотический настрой и веру в российских людей. Ну т.е. мне просто приятно смотреть на людей, которые благодаря командой работе делают какие-то неординарные вещи. Коллективизим - наше всё, и об этом, в том числе, фильм.
Алсо понравилась актёрская игра актёров и не понравилась актёрская игра реальных космонавтов, при чём это бросалось в глаза (о том, что Антон Шкаплеров на самом деле космонавт, становится понятно ближе к последней трети фильма, но его неубедительная игра выдаёт это гораздо раньше). Машков в очередной раз играет хмурого, но справедливого Настоящего Русского Мужика, Валуев играет Рогозина (но без батута), а Пересильд играет превозмогание. В целом верю, но есть ряд вопросов, правда, не к актёрам. И теперь к мнению.
Мнение.
Структуру фильма надо делить на 2 части - ту, которая про сюжет, и ту, которая про реальные съёмки в космосе.
Сюжет подаётся довольно классическим образом для такого типа лент: у главной героини есть драма, которая должна разрешиться в ходе основного конфликта фильма. При этом подача этого конфликта происходит через этапы: проблема -> подготовка к её решению -> решение. Здесь всё, как по учебнику, и это ни хорошо, ни плохо. А вот реально плохо то, что по своему символизму фильм повторяет "Первого человека" Шазелла, где точно так же главному герою пришлось отправиться аж в космос, чтобы проработать свою незалеченную травму. Однако если у Шазелла после того, как Гослинг смиряется со смертью дочери, идёт многоточие, то у Клима Шипенко главная героиня понимает, что любит другого человека. И здесь я вижу которую моральную несостыковку: нам пытаются показать, как сложно смириться с гибелью близкого или как сложно осознать, что любишь кого-то? Просто это не одно и то же. И переход первого ко второму какой-то слишком молниеносный и приторно сладкий. Финальный поцелуй можно было бы вообще не показывать, и это было бы куда романтичнее, зритель бы сам смог построить мостик в светлое будущее Жени и Влада.
Несколько обескуражило позиционирование реального полёта в космос съёмочной команды, но при этом в фильме фильме используется компьютерная графика, например, в сцене выхода в открытый космос. Я не понял, а какой фильм мне хотят продать - снятый в космосе или местами снятый в космосе? Потому что это, опять же, не одно и то же. Если из всей космической секвенции фильма самой визуально красивой (на мой вкус) выглядит та, которая в космосе реально не снималась, то это как бы руинит изначальную идею на корню. При этом я отдаю должное тому, что с точки зрения работы оператора (лично Клим Шипенко) пространство и перемещения внутри МКС переданы замечательно, по крайней мере, у меня это не вызывает вопросы. В то же время не хватило видов космоса, Земли из космоса и всего того великолепия, которым обычно наполнены фильмы о космосе. И тут вопрос - там реально не всё так красиво или же создатели не могут это снять ввиду ограниченности "съёмочного манёвра"? Если второе, то почему не использовать графон, который был использован в других сценах? Я это к тому, что оды космосу не получилось, хотя зачатки были. Те сцены, что демонстрируют ночную Землю, к примеру, великолепны. Но мало. Мне было было мало.
И, пожалуй, главное: фильм с точки зрения подачи некоторых идей проигрывает коллективному американскому конкуренту. Он вряд ли кого-то мотивирует изучать космос и стремиться в космонавты банально потому, что не отвечает на свой собственный вопрос: зачем исследовать космос? Если быть точным, фильм ставить вопрос несколько по-другому, примерно так: зачем лететь в космос, когда тут два человека в двухкомнатной квартире ужиться не могут? Это справедливый вопрос, согласен. Он философский, риторический, бытовой и правильный. Но его прелесть именно во второй части вопроса, а первая всё же является актуальной, и на неё хотелось бы получить ответ. Но его нет ни в диалогах героев, ни в "междустрочье" от авторов. Зачем России вкладываться в развитие космической отрасли? Нет ответа. Зачем создатели лярд с лишним государевых денег вложили в этот фильм, если он не отрабатывает никакую государственную идею? Именно в этом он и проигрывает западным конкурентам.
Взять, к примеру, "Марсианина": герой Мэтта Дэймона выживает в нечеловеческих условиях, потому что он сраный ботаник и дохуя учился. Фильм является буквально гимном к тому, что с помощью знаний ты можешь выжить. Каждый квест персонажа Дэймона это подчёркивает. "Межзвёздный" показывает стремление человека и человечества справиться с продовольственным кризисом на Земле. В этих лентах буквально воспевается всё хорошее в людях и их стремление сломать границы привычного. В "Вызове" же, помимо коллективизма, воспевается, пожалуй, всего одна национальная черта: смекалка (когда из говна и палок можно сделать хирургический инструмент), да и то по сюжету эта идея приходит в голову не главной героине, отчего ставится вопрос, а точно ли нужно было отправлять в космос именно её?
Более того, диалоги героев во время операции космонавта настолько перенасыщены специальными терминами, что несколько мешает проникнуться профессией хирурга.
В совокупной оценке фильму я должен принимать во внимание время и место, когда и где он был снят. Идея такого кино принадлежит двум богатым людям - Эрнсту и Рогозину. Создаётся ощущение, что им двоим очень хотелось быть первыми, кто снимет фильм в космосе. Да, это по-русски: гулять на широкую ногу и создать впечатление самим фактом дорогой гулянки. Чтобы гости оценили и соседи позавидовали. Вот только со стороны это выглядит как прихоть власть имущих, которые говорят: "смотрите, как мы можем". И это именно та идея, которая ярче всего читается в "Вызове". Какое время, какая страна, такие и идеи.
PS Берёт ли меня гордость за такое кино? Да, берёт. Потому что оно не стыдное, потому что оно уникальное. Я понимаю, что это кино не закончилось на Эрнсте и Рогозине, там сотни других людей в кадре и за кадром работали вместе, чтобы снять эту картину. Коллективный труд не только на экране, но и за экраном. То, что наша страна может рождать такое кино, приятно. Оно про хороших людей. Не всегда, правда, может корректно донести эту мысль (к примеру, бухающие Рогозин и начальник управления полётами - совершенно лишние), но в сухом остатке герои в нём приятные.
Станет ли этот фильм вехой кинематографа? Определённо, но, скорее, войдёт в историю как какой-нибудь "Трон", т.е. как памятник технологии и прорывным съёмкам, но не как история, заставившая миллион мальчишек мечтать о прекрасном и далёком.
Сможет ли фильм стать народным? Нет. В нём просто нет идеи, вокруг которой можно будет объединиться или которая заставит людей раз за разом восторженно пересматривать "Вызов". Потому что это больше понт, чем фильм.
Если американцы будут снимать кино в космосе, получится ли у них лучше? Безусловно, да. При чём не факт, что для этого они полетят в космос, но смогут весь мир убедить в этом.
Изменено: Пользователь Силы, 22 Май 2023 - 13:40